KING CRIMSON
1968, Великобритания
Исходный состав: Грег Лэйк - бас, вокал; Роберт Фрипп - гитара; Иан МакДональд - флейта, саксофон, клавишные; Майкл Джайлз - ударные; Пит Синфилд - тексты, световые эффекты
В середине 60-х братья Джайлз (Майкл и Питер) решили сформировать собственный коллектив. Поскольку Питер играл на басу и пел, то решено было ограничиться поисками одного гитариста. Так в 1966г. к Джайлзам попал Фрипп (11.04.1945 г.), после чего образовалось трио BRAIN. Выпустив пластинку "Kick The Donkey", музыканты сменили название на GILES, GILES AND FRIPP и в 1968 г. записали альбом "The Cheerful Insanity Of Giles, Giles And Fripp". Данный диск представлял собой сложно аранжированную поп-музыку и не имел успеха. Записать его помогли МакДональд и Джуди Дайбл, экс-вокалистка FAIRPORT CONVENTION (позднее TRADER HORNE и PENGUIN DUST). Осенью 1968 г. Питер Джайлз покинул трио, на его место подыскали Лэйка (THE GODS). Также в группу был принят МакДональд, последний в свою очередь привел Синфилда. Именно Синфилд придумал название KING CRIMSON, являющееся синонимом падшего ангела Вельзевула - соратника Сатаны. 9 апреля 1969 г. KING CRIMSON дали свой первый концерт, а 5 июля открыли в Гайд-парке концерт памяти Брайана Джонса, устроенный THE ROLLING STONES. На концерте присутствовало около 600 тысяч человек. К осени KING CRIMSON были уже настолько популярны, что дебютный альбом группы "In The Court Of The Crimson King" легко вошел в британский Топ-5 и американский Топ-30 (в ноябре 1969 г. и феврале 1970 г. соответственно). Несмотря на свою сложность, музыка KING CRIMSON выделялась своим удивительным, торжественно-космическим звучанием, она как бы переносила слушателя в неведомые ему области возможной реальности. Не зря ведь первые два альбома группы носили названия "При дворе малинового короля" и "По следам Посейдона". Грандиозность музыкальных полотен KING CRIMSON достигалась не только за счет потрясающих гитарных партий Фриппа. Нельзя представить себе музыку группы без нежных звуков флейты и клавишных инструментов, сдвоенных ударов барабанов и, конечно, текстов Синфилда, многозначных и наполненных фантастическими персонажами - ведьмами, мудрецами, арлекинами. Второй альбом KING CRIMSON "In The Wake Of Poseidon" (UK-4/US-31) получился еще более совершенным, хотя и повторял во многом музыкальные ходы, найденные на "In The Court Of The Crimson King". Мелодически он был решен почти безупречно, чему свидетельство такие композиции, как "Cadence And Cascade", "Cat Food" и "In The Wake Of Poseidon". В то же время трехчастная "The Devil's Triangle" являла собой образец звукового полифонизма. Постоянные смены состава не вредили KING CRIMSON: Фрипп и Синфилд были душой группы. Поэтому третий диск KING CRIMSON "Lizard" (1971), несмотря даже на отсутствие Лэйка, снискал много положительных отзывов критиков. Хотя стоит отметить, что альбом и близко не повторил хит-парадные достижения двух предыдущих творений группы (в США он просто провалился, заняв 113-е место). После американского турне Фрипп, безусловный лидер группы, объявил Синфилду, что больше не может работать вместе с ним. Новым поэтом KING CRIMSON стал Ричард Палмер-Джеймс, с чьей помощью группа записала в 1973 г. альбом "Larks' Tongues In Aspic". Через год вышел альбом "Red", считающийся вершиной творчества KING CRIMSON. Незадолго до этого, в сентябре 1974 г., группа прекратила существование. В 1981 г. Фрипп организовал группу DISCIPLINE, куда вошли барабанщик Билл Брафорд, вокалист-гитарист Эдриэн Бэлью (работал с Фрэнком Заппой, Дэвидом Боуи, TALKING HEADS) и сессионный басист Тони Левин (он помогал в студии Питеру Гэбриэлу, YES, HAWKWIND и др.). На концертах DISCIPLINE исполняли большое количество песен KING CRIMSON, постепенно перерождаясь в легендарную группу прогрессивного рока начала 70-х. В результате возрожденные KING CRIMSON за три года выпустили три средних альбома и в очередной раз распались летом 1984 г. после проведенного турне. Вновь Фрипп реанимировал KING CRIMSON в 1993 г. Альбом "Thrack" показал, что группа повернулась к своему старому звучанию. Однако уже давно KING CRIMSON привлекают к себе не новыми работами, а неожиданными возрождениями из небытия, словно подтверждающими фантастичность KING CRIMSON как музыкального явления современной музыки и культуры.
Изменения состава 1969: - МакДональд и Джайлз 1970: - Лэйк; + Гордон Хаскелл (THE RAVENS, THE LEAGUE OF GENTLEMEN, FLEUR DE LYS, CUPID'S INSPIRATION, THE FLOWERPOT MEN), вокал (позднее бас), Питер Джайлз, бас, Мэл Коллинз (CIRCUS), саксофон, флейта, Энди Мак-Каллоч, ударные; - Джайлз, Хаскелл и МакКаллоч; + Йан Уоллес (THE WORLD), ударные, и Боз Баррелл (BOZ AND THE BOZ PEOPLE), вокал, бас 1971: - Синфилд 1972: - Уоллес, Коллинз и Баррелл; + Билл Брафорд (YES), ударные, Джон Уэттон (FAMILY, ROXY MUSIC), бас, вокал, Джеми Мюир (BORIS), перкуссия, Дэвид Кросс (ROUND), флейта, скрипка; Ричард Палмер-Джеймс, тексты 1973: - Мюир (ушел в буддийский монастырь) 1974:- Кросс 1981: Фрипп, Брафорд, Левин, Бэлью 1993: Фрипп, Брафорд, Левин, Бэлью, Пэт Мастелотто - перкуссия, Трей Ганн - гитара 2000: Фрипп, Бэлью, Мастелотто, Ганн
Источник: Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. "Энциклопедия популярной музыки". Минск, 2002.